Я много читала о мудрости Аллаха в разрешении Им многоженства, и что это
хорошее решение для проблем тысяч вдов, матерей детей-сирот, старых дев, женщин
со сложными условиями, как инвалидов, женщин, больных хроническими болезнями и
бесплодных… Но, к сожалению, то, что я вижу – что мужчины, способные жениться на
нескольких женах, в большинстве своем даже не смотрят на эти группы женщин.
Напротив, они всегда выбирают самую молодую и самую красивую женщину, а
социальные проблемы других женщин остаются, как есть! Было бы хорошо, если бы вы
обратились с советом к мужчинам, желающим жениться повторно, чтобы они взяли
себе за образец жизнь посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, сиру благородных
сподвижников в плане брака, чтобы они женились ради взаимной ответственности и
социальной солидарности, а не ради удовлетворения своих страстей и эгоизма.
Другой мой вопрос: мы знаем, что к условиям многоженства относится физическая
и финансовая возможность, способность быть справедливым. Что вы скажете о
некоторых людях, да наставит их Аллах на прямой путь, которые еле как
удовлетворяют потребности детей и первой жены, но настаивают на повторном браке,
говоря, что удел – в руке Аллаха, и иногда они заставляют дарр (ضرات – «даррат»
– жен одного мужа) жить друг с другом?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Во-первых, нет сомнения, что
многоженство – предмет гордости исламского шариата, т.к. в нем содержится много
пользы, великой мудрости и большой выгоды, касающейся реалий общества и решения
его проблем.
Несомненно, что одна из мудростей, которая достигается путем многоженства –
уменьшение в обществе числа разведенных женщин, вдов и старых дев.
Но это не значит, что хукм многоженства ограничивается только разведенными и
вдовами – многоженство разрешено в принципе, будь вторая жена девственницей или
уже побывавшей замужем, молодой или старой.
Ограничение многоженства только этим видом женщин несостоятельно, и причин,
побуждающих человека к женитьбе на других женах, очень много, и в каждом
конкретном случае есть своя причина, не говоря о том, что многоженство присуще
фитре и реальности жизни.
На человеке, желающем жениться повторно, не будет греха, если он выберет себе
красивую девственницу, если она обладает благим нравом и религиозностью.
Тексты, которые призывают к выбору девственниц, касаются первых и последующих
жен.
Слова Всевышнего Аллаха:
فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ
«…то женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех»
(сура ан-Ниса, 3), – указывают на то, что человек должен жениться на таких
женщинах, которые ему нравятся. Одному может нравиться девственница или
красавица, а другому – разведенная или вдова.
Шейх Абдуррахман ас-Саъди رحمه الله сказал: «…то женитесь на женщинах,
которые нравятся вам», – т.е. нужно, чтобы вы выбрали из них тех, которые вам
нравятся, с которыми вам понравиться жить и общаться, которые вобрали в себя
религиозность, знатное происхождение, ум, благой нрав и другие качества,
побуждающие к женитьбе на них» («Тейсир аль-Латиф аль-Маннан», 1232).
Шейх Джамалуддин аль-Къасими сказал: «Т.е. те женщины, которые вам приятны –
по красоте, по уму или по благочестию» («Махасин ат-таъвиль»).
Если бы многоженство распространилось в обществе так, как оно было
распространено в первые века, мы бы не слышали о проблемах вдов, разведенных и
старых дев, либо их проблем стало бы меньше, потому что распространение
многоженства уменьшило бы число девственниц, и мужчина не находил для себя
никого, кроме разведенных или вдов.
Несмотря на дозволенность (даже желательность) избрания мужчиной красивой
девственницы, он может отказаться от этого ради какого-то интереса или выгоды,
как делал пророк صلى الله عليه وسلم, и большинство его жен были
немолодые и побывавшие замужем до него, и пророк صلى الله عليه وسلم не женился
ради удовлетворения желания, а ради великих мудростей.
Нужно следовать за пророком صلى الله عليه وسلم в этом, и в то же время не
порицать человека, который выбрал для себя молодую или красивую женщину.
Во-вторых: разрешенность
многоженства ограничивается двумя условиями:
1. Способность к справедливости.
2. Способность к содержанию.
Поэтому Всевышний Аллах сказал:
فإن خفتم ألا تعدلوا فواحدة أو ما ملكت أيمانكم ذلك أدنى ألا تعولوا
«Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то
довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это
ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)».
Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
يا مَعْشَرَ الشَّبَابِ ، مَنْ اسْتَطَاعَ مِنْكُمْ الْبَاءَةَ فَلْيَتَزَوَّجْ
«О собрание юношей, кто из вас может жениться, пусть женится» (аль-Бухари,
5065, Муслим, 1400).
Если возможность содержания жены является условием женитьбы на одной жене, то
это тем более обязательно в случае многоженства.
Тот, кто не способен быть справедливым или расходовать на более, чем одну
жену, пусть ограничится одной женой.
Шейх Абдуррахман ас-Саъди сказал: «…ему разрешено иметь 4 жены, если он
уверен, что не будет чинить несправедливость и произвол, будет соблюдать их
права. Если же он боится этого, то пусть ограничится одной женой или наложницей»
(«Тейсир аль-Карим ар-Рахман», 1163).
В-третьих: одно из прав жены
на своего мужа – чтобы он обеспечил ее отдельным жильем, и ему не следует селить
ее в одном доме с другой женой, кроме как с их согласия.
Ибн Къудама сказал: «Мужчине не следует собирать двух своих жен в одном доме
без их согласия, будь этот дом маленьким или большим, потому что в этом будет
вред для них, т.к. между ними существует вражда и ревность, и собирание их в
одном месте возбудит ссоры… Если же они согласятся на это, это будет дозволено,
т.к. право (на отдельное жилье) принадлежит им, и они могут отказаться от него»
(«аль-Мугни», 8137).
И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид
http://islambio.com/fatvi/pochemu-muzhchiny-vybirayut-krasivyx-zhen-i-otkazyvayutsya-ot-razvedennyx-i-vdov.htm